Радуга здоровья

Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2010 » Декабрь » 25 » Программа по формированию здорового образа жизни младших школьников "Радуга здоровья"
15:56
Программа по формированию здорового образа жизни младших школьников "Радуга здоровья"






Уважаемые коллеги разрешите представить авторскую программу факультативного курса по валеологии «Радуга здоровья» для обучающихся начальной школы.

Условия эффективного функционирования опыта. Мы предполагаем, что представленная программа факультативного курса по валеологии «Радуга здоровья» эффективно может быть использована в школах и с традиционной и иной системой обучения (лицеи, гимназии и др.), где учителя начальных классов тяготеют к сотрудничеству на уроке учителя и ученика, формируют у школьников систему знаний и убеждений, обеспечивающих духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.

Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Цель педагогического опыта – разработать и апробировать программу факультативного курса по валеологии для младшего школьника.

Задачи, решаемые в опыте:

1) провести теоретический анализ различных программ и научной литературы по валеологии;

2) обобщить и описать нестандартные формы формирования культуры здоровья у обучающихся начальной школы;

3) изучить и  систематизировать памятки по формированию здорового образа жизни у младшего школьника,

4) разработать систему тестов по изучению сформированности культуры здоровья у детей.

Актуальность опыта. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в  современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку напрямую связана с проблемой безопасности и независимости. Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания роли учителя  в  воспитании здорового образа жизни вспомним легенду.

«У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами, ищет единственное средство от всех болезней сразу. А Гигиена просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь –   прекрасной».

Педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье. 

Храмы древнегреческого бога медицины Эскулапа сооружались в живописных местах, которые своими целебными источниками, лесным, горным воздухом и растительностью способствовали восстановлению и укреплению здоровья.

Существует притча, что в древнем Риме тепло одетый юноша остановил и спросил старика нубийца, который даже в холодное время года носил лишь набедренную повязку: — Как ты не мерзнешь, не покрыв тела в такой холод?

В ответ старик спросил:

— Но ты же не закрываешь лицо?

— Но то ж лицо, оно привыкло! — воскликнул юноша.

— Так представь себе, что я весь — лицо, — ответил старик

Ф.М. Достоевский писал: "Человек есть тайна", познать которую стремиться все человечество. Однако к этому необходимо добавить, что здоровье человека - тоже одна из тайн его жизнедеятельности. И эту тайну надо познать - "Человек разумный, познай самого себя!" В связи с этим хочется понять, так что же такое здоровье?

В научной литературе более 300 определений здоровья.

«Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».пределение  всемирной организации здравоохранения).

Авторская программа «Радуга здоровья» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.

4. Духовно-нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

Основными критериями здоровья являются:

-для соматического и физического состояния – я могу;

-для психического – я хочу;

-для нравственного – я должен.

Следует  отметить, что здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».


Просмотров: 3347 | Добавил: Natasha | Рейтинг: 4.6/14
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: