Все чаще приходится слышать от учителей начальных
классов, что первоклассники неактивны на уроке, их трудно заинтересовать,
быстро устают. Поэтому учителя задумываются над тем, как изменить подачу
материала, чтобы каждый первоклассник в период адаптации получил удовольствие
от урока, чтобы учеба была в радость, чтобы учение не наносило вред здоровью
ребенка.
Средства
здоровьесберегающих технологий в период адаптации первоклассников.
Для достижения целей здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности:
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет
решать задачи педагогики оздоровления.
●К средствам двигательной активности относятся такие
двигательные действия, которые направлены на реализацию задач
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. В своей практике мы используем различные физкультурные минутки и физкультурные паузы. Формирование
графических навыков у первоклассника –
процесс сложный и длительный, а ребенок, изображая простейшие элементы той или
иной буквы, цифры, прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои
неудачи. Поэтому необходимо чаще отдыхать или менять вид деятельности на первом
этапе обучения письму. С самого начала, когда формируются первые графические
навыки необходимо обдавать предпочтение физическим упражнениям для мелких мышц
пальцев рук, волнообразным движениям спины, позвоночника. Последующие минутки
отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми упражнениями. Оздоровительные минутки включают не
только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце
в себе», «Подари улыбку близкому», «Добро побеждает зло»). Подвижные игры, физические упражнения являются одним из основных
средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития
первоклассников. Они важны для развития всех систем организма: нервной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышной. В своей работе мы отдаем предпочтение
русским народным подвижным играм: «Лапта», «Золотые ворота», «Городки» и
другие.
Психофизическая
тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она
построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых
видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей
организма, работоспособности и восстановления здоровья. Психофизическая
тренировка – это метод самовоздействия на организм. В период адаптации первоклассникам необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнения желательно
включать в каждое занятие. При их проведении дети лежат или сидят в свободной,
расслабленной позе (можно в «позе кучера»), желательно с закрытыми глазами.
Ребята, ориентируясь на словесный образ, рисуемый взрослыми, представляют себе
те или иные картины природы или состояния. Ключевые слова и выражения,
предложенные И.Е.Шварцем и А.С.Новоселовой, могут быть использованы как основа
для создания таких образных представлений. Вот некоторые из них: «я лежу на
берегу реки в лесу»; «шумит листва
деревьев; журчит вода, поют птицы»; «я
лежу на спине, смотрю в голубое небо». Эффект таких упражнений значительно возрастет,
если текст будет сопровождаться специально подобранной музыке; качество
проведения релаксации в этом случае будет значительно выше. Произвольное
расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при
помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от
двигательных центров головного мозга. Под воздействием релаксации появляется
приятное ощущение истомы, легкости.
●Использование оздоровительных сил природы оказывает
существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных
технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует
активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают
общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Все эти
показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического
и психического здоровья. На уроки-экскурсии
переносятся основные задачи учебных экскурсий, среди которых немаловажное место
отводится задаче здоровьесбережения. Эффективность проведения урока-экскурсии
уже изначально заложена в том, что учащиеся общаются с природой, могут
наблюдать изменения в жизни окружающего мира более целенаправленно, чем при
других обстоятельствах. Необходимо помнить, что природа – лечебница.
Совокупность природных факторов действует на человека успокаивающе,
благотворно. Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ландшафтотерапия –
источники здоровья, бодрости, оптимизма.
●К гигиеническим средствам достижения целей
здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим
укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма,
относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных
СанПиН и гигиенических критериев рациональной организации урока.
Основные гигиенические критерии
рациональной организации урока
Факторы урока
|
Рациональный уровень
|
Плотность урока
|
Не менее 60% и не более
75-80%
|
Число видов учебной
деятельности
|
4-7
|
Средняя продолжительность
различных видов учебной деятельности
|
Не более 10 мин.
|
Частота чередования
различных видов учебной деятельности
|
Смена не позже чем через 7-10 минут
|
Число видов преподавания
|
Не менее 3
|
Чередование видов
преподавания
|
Не позже чем через 10-15 минут
|
Наличие эмоциональных
разрядок (число)
|
2-3
|
Место и длительность
применения ТСО
|
В соответствии с
гигиеническими нормами
|
Чередование позы
|
Поза чередуется в
соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой
|
Физкультминутки
|
Две за урок, состоящие из 3
легких упражнений, по 3-5 повторений каждого
|
Психологический климат
|
Преобладают положительные
эмоции
|
Содержание занятий с первоклассниками в период
адаптации необходимо наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного
возраста. Использование изобразительной и театрализованной деятельности в процессе
занятий повышает результативность обучения детей. Занятия с детьми должны быть
различных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс физических и оздоровительных упражнений,
общение с природой).
На каждом уроке необходимо использовать приемы как
внешней, так и внутренней мотивации, в содержание занятий включать проблемные
вопросы, которые активизируют познавательную деятельность школьников.
Ролевые
игры, создание нестандартных ситуаций
на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному
материалу, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике мы наиболее
часто применяем нестандартные формы уроков: урок-сказка, урок-конкурс,
урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия. Каждый из этих уроков имеет ряд
своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности,
зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает
процесс усвоения знаний, не нарушая здоровье первоклассника.
Важный фактор – доброжелательное
отношение учителя к каждому первокласснику. Чтобы занятия понравились
ребятам, обеспечьте успех каждого
ребенка. Это принесет им радость и вызовет интерес к дальнейшим занятиям.
Отметьте их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникать интересом к окружающему
миру. Дарите детям листики-карточки с
добрыми словами, например: «Ты добрый человек» - они очень радуются этим
словам. Если ребята еще не умеют читать, сами зачитайте текст после того, как
вручите карточки, и пусть эти карточки ребенок унесет домой. Будьте
доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое отрицание даже
мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как
понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным
ответам.
Одним из главных требований к использованию
перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение на
каждом уроке
|